Детский сад №2
Выступление воспитанников и обобщение опыта работы по теме "Создание условий в детском саду по ранней профориентации дошкольников"
25 сентября [ср]
Участие в работе площадки на базе МБОУ СОШ №1 г. Барыша в рамках августовской педагогической конференции на тему "Предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной школе" Разрешите познакомить Вас с обобщением опыта работы по теме «Создание условий по ранней профориентации детей дошкольного возраста». Работу по ранней профориентации с воспитанниками группы я веду с 2013 года. Согласно Федеральному стандарту, одним из направлений реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста. Мир профессий – тема широкая. В дошкольных учреждениях формирование представлений о мире профессий на протяжении всего дошкольного детства осуществляется, но перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. А профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, тогда дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире и обусловлен современными тенденциями развития дошкольного образования, а именно, организацией образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом. Создавшаяся ситуация заставила меня работать по – новому, взглянуть на организацию своей работы. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем ярче и привлекательнее будет этот мир. Поведём мы для вас о профессиях рассказ, Что было раньше, что сейчас, Какие профессии ждут в будущем нас. Хочется подробнее остановиться на некоторых этапах, моментах в работе, которую я провожу. Данную работу я решаю через ряд, поставленных задач. 1. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ. 2. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИЯМ РОДИТЕЛЕЙ И БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ. 3. НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОТРАЖАТЬ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЕННОСТИ, ПРИСУЩИЕ РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИЯМ. 4. СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ДОБРОСОВЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. 5. ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДА ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ. В группе оформлена развивающая предметно – пространственная среда, в соответствии с ФГОС. Она постоянно пополняется атрибутами, наглядным материалом, пособиями, спецодеждой для различных кластеров в игровой деятельности. Через сюжетно – ролевую игру знакомство с профессиями происходит понятнее и ближе. Про профессии всё знаем, В детском садике играем. А когда мы подрастём – Дело по душе найдём. Большую помощь оказывают настольно – печатные игры. Узнают дети о профессиях из печатных изданий – журналы для работников разных сфер деятельности. С чего мы начинаем знакомство с профессиями? Конечно, с ближайшего окружения, с труда взрослых, которые работают в детском саду. Организовываем экскурсии по детскому саду и проводим наблюдения за трудом сотрудников. Следующий момент работы по профориентации – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ воспитанников. Всё начинается с семьи – родители рассказывают детям о своей работе, по возможности, знакомят с рабочим местом, отмечали особенности, специфику работы, профессии, показывали различные действия с инструментами, орудиями труда, с механизмами. Формы работы совместной деятельности с семьями воспитанников разнообразны. Актуальность приобретает проектная деятельность. Дети и родители создают семейные проекты по ознакомлению с миром профессий. Родители совместно с детьми подготавливают проекты не только в бумажном варианте, но и в электронном. У нас группа ребятишек И девчонок, и мальчишек. Есть у каждого мечта – Угадай, кем буду я! Повзрослеть скорей бы нам И трудиться тут и там! Пап и мам бы заменить, На работу бы ходить. Никто с нами не сравнится, Своей профессией будем гордиться! Следующий этап работы не ограничивается трудом сотрудников детского сада. Мы знакомимся профессиями, которые имеют место быть в нашем городе. Проводим встречи в группе, в детском саду – Встречаемся с людьми разных профессий: с фармацевтами, журналистами – корреспондентами, парикмахерами, библиотекарями, электриками, строителями, пчеловодами. И вот мы даже шагнули за пределы детского сада. Где ребята побывали И за кем все наблюдали, Всё подробно вам расскажем, Не поймёте – всё покажем. Узнали мы как пчёлки Добывают мёд. Об этом рассказал нам Мой дедушка - пчеловод. Мы посетили многие места в Барыше. Понаблюдали за работой специалистов центра занятости населения, пенсионного фонда, получили удовольствие от блинов в кафе «Сказка», приняли участие в мастер – классе в салоне красоты «Персона», выбрали фасон платьев в ателье «Мастерица», встретили и проводили поезд на железнодорожной станции, узнали где живут книжки в библиотеках, научились красиво оформлять подарочные букеты в цветочном магазине. И попробовали себя в роли спасателей, примеряли форму пожарных, садились в кабину настоящих машин в пожарной части. Все мальчишки в группе нашей Быть отважными стараются, Потому что в МЧС работать собираются. В современном мире огромное количество профессий редких, интересных. А мы знакомимся с профессиями родного края, которые почти исчезли: валяльщики, кузнецы, печники. В этом случае на помощь приходит ИКТ, мы просматриваем презентации, фильмы, но и не упускаем возможности увидеть настоящие предметы - орудия труда. Чтобы узнать о профессиях в прошлом Мы обратились с вопросом к взрослым. Родители времени не пожалели, И повезли нас скорее в музеи. Не ограничиваемся мы городскими профессиями. Дошкольникам нужно знать и о труде сельских жителей, иметь представления о профессиях в сельской местности. В рамках Клуба выходного дня, который действует в нашей группе мы выезжали на экскурсии в село Ляховка и село Водорацк. Дети пополнили свои знания о профессиях – зоотехник, ветеринарный врач, фермер, доярка. С сельским хозяйством Связана моя семья. О профессиях в хозяйстве Рассказал ребятам я. В группе ведётся систематическая работа по ознакомлению с профессиями. Представления расширяются, обогащаются. Меняется эмоциональное отношение к профессиональному миру. Поэтому детям уже в этом возрасте предоставляется возможность использовать свои знания при выполнении проектов и участие в Региональном конкурсе «Мой проект». Мой опыт по ознакомлению дошкольников с миром профессий и трудом взрослых «Ребёнок и труд», был представлен на Международной выставке - ярмарке инновационных образовательных проектов. Новшество, которое я использую в работе с детьми по ранней профориентации – это виртуальные экскурсии. Так как не всегда есть возможность посетить с большой группой детей какое – то предприятие, организацию, то я стала практиковать экскурсии ребёнка с родителями. Ребёнок знакомится с характерными особенностями, с продуктом труда данной профессии, родители снимают видео, готовят фото, видеоматериал о таком мероприятии и уже в группе мы демонстрируем для остальных воспитанников группы фильм, а ребёнок выступает в качестве экскурсовода. У нас многие дети побывали в различных местах и предоставили нам материал, который мы обсудили после просмотра. Такая работа даёт только плюсы. Не забываем мы и о календарных профессиональных праздниках – проводим мероприятия конкурсно - развлекательного характера. Гостями таких событий являются родители, члены Клуба молодой семьи «Дружная семейка» и наш Клуб бабушек «Сударушка». Ранняя профориентация дошкольников является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка в океане человеческих занятий. У нас у всех бегут года Будет нам и 20. Где ж работать нам тогда? Чем нам заниматься? Есть сферы, где нужны инженеры, Швеи, водители, медработники, Машинисты, станочники, плотники Ждут нас рабочие места За прилавком, у станка, В космосе, у доски в школе, В МЧС, в лаборатории. Мы хотим трудиться сами, Чтоб прославиться делами. Чтоб специалистом классным быть Выбранную профессию надо любить. Всё нам будет интересно Мы должны всё знать. На своём рабочем месте Профессию прославлять. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно в том случае, если продолжать работу в образовательной системе в целом: детский – сад – начальная школа – среднее звено и старшеклассники. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.