Детский сад №2
Рабочая программа на 2016 -2017 учебный год младше - средней группы "Колобок"Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2«Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
ЗаведующийМДОУ ДС ОРВ №2
____________Н.Б.Макарычева
Приказ №54 от 30.08.2016г.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом МДОУ
ДС ОРВ №2 «Звёздочка»
Протокол № 01 от 30.08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
младше - средней группы
«КОЛОБОК»
на 2016-2017 учебный год
Воспитатели:
Уткина Вера Александровна
Козлова Лилия Ильгамовна
2016
Аннотация к рабочей программе младше - средней группы «Колобок»
МДОУ ДС ОРВ №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Рабочая программа разработана основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015 г.,образовательной программы МДОУ ДС ОРВ №2 «Звёздочка» МО «Барышский район», в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста. С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Цель: всестороннее развитие ребёнка — развитие его мотивационно сферы, интеллектуальных и творческих сил. Становление у детей научно-образовательного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи развития детей. 1.Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми. 2.Поддерживать деловые мотивы общения ребенка с взрослыми. 3.Стимулировать проявление признаков внеситуативно - познавательного общения со взрослыми. 4.Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать 5. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов(формы, размера, цвета), отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства. 6.Поддерживать и развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям сними. 7.Обогащать представления детей о растениях, животных,человеке, а так же об объектах неживой природы. 8.Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. Содержание программы: ООД осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную форму организации детей, при этом используются следующие формы работы: беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск,праздник. Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и детей: познавательной, игровой, трудовой. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Для реализации рабочей учебной программы имеется учебно-методическое и информационное обеспечение
Содержание: 1. Целевой раздел: 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………….. 1.2 Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы…………………………. 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………………… 1.4 Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностейпсихофизиологического развития детей младше - средней группы 1.5 Сроки реализации рабочей программы ………………………………………………….. 1.6 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной Программы……….. 2. Содержательный раздел………………………………………………………………..
2.1 Модель планирования образовательной деятельности с детьми в неделю………… 2.2 Виды детской деятельности …………………………………………………………… 2.3 Формы образовательной деятельности с детьми………………………… …………. 2.4 Проектирование образовательного процесса………………………………………... 2.5 Формы взаимодействия с семьями воспитанников…………………………………. 3. Организационный раздел
3.1. Структура реализации образовательного процесса…………………………………. 3.2. Условия реализации образовательной программы дошкольного образования… … 3.2.1. Психолого-педагогические условия реализации программы…………………….. 3.2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………… 3.2.3. Методическое обеспечение образовательного процесса (по образовательным областям) 3.2.4.Создание развивающей образовательной предметно-пространственной среды (по образовательным областям)
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа младше – средней группы разработана в соответствии -Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», -приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования», -приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», -СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26, -и на основе образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной МДОУ ДС ОРВ №2 «Звёздочка» МО «Барышский район». Содержание образовательной программы основывается на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программе «Юный эколог» С.Н.Николаевой, программе«Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, программе «Палитра» Н.Ю. Майданкиной, Н.Ю. Гришановой, О.В.Романовой, программе «Азбука нравственности» Т.В. Приказчиковой, М.Ф. Большаковой, Е.И. Андриановой, программе «Войди в мир права» Н.Ю. Майданкиной, «Ладушки»И.Новоскольцевой, И.Каплуновой. Рабочая программа младшей – средней группы обеспечивает систему образовательной работы с детьми 4-5 лет по реализации образовательной программы дошкольного образования МДОУ ДС ОРВ №2 «Звёздочка», определяет содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями развития ребенка,представленными в пяти образовательных областях: социально-личностное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие, а также с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели и задачи деятельности при реализации рабочей программы младше - средней группы определены: ·с учетом анализа результатов образовательной деятельности за предшествующий год, индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников: ·с учетом приоритетного направления – осуществления познавательно- речевого развития воспитанников, потребностей родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Цели: ·создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; ·формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие личности ребенка, его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; ·подготовка к жизни в современном обществе; ·обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: ·Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. ·Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. ·Развивать общую и мелкую моторику. ·Развивать восприятие, внимание, память детей. ·Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. К концу четвёртого года жизни совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе., упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребёнком с использованием дидактического материала. ·Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры. ·Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. ·Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства,литературы. 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Рабочая программа младше – средней группы построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей.Рабочая программа младше – средней группы: ·соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; ·сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; ·соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; ·обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; ·строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии свозрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; ·основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; ·предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; ·предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей младше – средней группы
Возрастные особенности детей 3-4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять,что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях,а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого -поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить.Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми,о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано сего деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то,что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения.Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами,хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник,объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине,ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность;его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка,активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками. Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными.При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание,восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка. Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает.Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль. Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей.Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас,достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми.Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности(игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязаностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувстви 26 июля 2017 в 20:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.