Детский сад №2

ПРОЕКТ краеведческого характера «История железной дороги города Барыш»»

ПРОЕКТ

краеведческого характера

«История железной дороги города Барыш»»

 

 

Руководитель: Уткина Вера Александровна, воспитатель.

Участник: Юрловский Илья, 04.06.2008 г.р.

Участники: Юрловская Анастасия Владимировна, Юрловский Андрей Валерьевич.

Образовательное учреждение:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновская область 

 

Проект: долгосрочный, индивидуальный.

Вид проекта: исследовательский.

Актуальность проекта:

- познакомить ребёнка с историческим прошлым и настоящим своего родного края посредством знакомства с историей железной дороги.

- помочь ребёнку осознать, что железная дорога  малой Родины, это частица огромной Российской железной дороги.

Проблема проекта:

 - формирование  и развитие личности ребёнка как гражданина своего города и страны.

Цели проекта:

 - углублятьпредставления ребёнка о прошлом своей малой Родины, о том, что члены семьи связаны с железной дорогой: прадедушка долго трудился на железной дороге.

Задачи проекта:

 - знакомить ребёнка с историческими фактамипрошлогосвоего города;

 - формировать восхищение и уважение к членам своей семьи, осознавать значимость труда  своей семьи в истории города.

 - развивать инициативу, подводить к самостоятельному изучению периодов жизни своих родственников,  связанные с историческими событиями города.

 - воспитывать гражданско – патриотические чувства через развитие  интереса к истории своей семьи,  истории родного города, истории страны.

Словарная  работа:  диолк – предшественник рельсового пути, суконное и швейное производство, пищебумажная фабрика, станкостроение, скоростные поезда. .

Ресурсное обеспечение:

- Фотоальбомы: «Барыш в прошлом», «Барыш сегодня»;

- Семейные фотографии из альбомов – «Семья Еделькиных»;

- Карты схемы железных дорог России;

- Энциклопедии «Поезда»;

-Альбом «

Литература:

- Уткин А.В. Барыш – имя древнее. Барышские вести 2007

- Шурмелёв Е.А. Город Барыш. Саратов 1982

- Шурмелёв Е.А. Капельки России Ульяновск 2012

Ожидаемый результат:

- Получение знаний о труде своих родственников, которые трудились на железной дороге  родного города.

- Углубление знаний дополнительными сведениями из исследований местных краеведов об историческом прошлом Барышского края.

- Гордость за  историческое прошлое железной дороги малой Родины и её значимость в жизни города.

 -Интерес к изучению краеведческого материала.

Этапы проекта:

 

1 -  подготовительный:

- Подготовка материалов, сбор информации, изучение краеведческой литературы, работа с семьёй.

2 -  основной:

- Систематизация информации иматериала по разделам:

- «Связь моей  семьи с железной дорогой Барыша»;

- «Прошлое Барыша»;

- «История возникновения железной дороги в России»;

- «Первые создатели паровоза в России»;

- «Значение железной дороги для горожан».

3 – заключительный:


Выступление перед родителями и сверстниками подготовительной к школе группы.


               Выступление участника проекта

   - Я живу рядом сжелезной дорогой и с самого рождения засыпаю и просыпаюсь  под стук колёс поездов, слышу движениепоездов в разные стороны. Мне нравится слушать эти привычные звуки. Много раз янаблюдал за пассажирскими поездами, грузовыми составами. И однажды мнезахотелось узнать: «кто придумал рельсы, создал поезда, что было вместо поездовв древности?»

 

    - Чтобы всё знатьточно, мама нашла в энциклопедиях рубрику «О поездах, о железной дороге». Иначалась наша работа по изучению истории возникновения железной дороги, мыстали с мамой искать ответы на мои вопросы.

 

     - Оказалось, чтоу железной дороги большая и интересная  история, которая уходит в далёкое прошлое. Предшественникомрельсового пути был древнегреческий диолк.Это такая каменная дорога – волок для перевозки кораблей. А в качестве  направляющих служили глубокие желоба, вкоторые помещали полозья, смазанные жиром. Потом стали использоватьсядеревянные рельсовые пути и вагонетки. Прокладывались деревянные брусья,выполнявшие роль наших современных рельсов. Вот по ним курсировали туда иобратно вагонетки, передвигаемые лошадьми и даже людьми

 

    - В России первымисоздателями паровоза стала семья Черепановых. Их поезд двигался со скоростьювсего 12 - 14 километров в час и перевозил руду для завода. Он считался грузовым.  Путь был протяжённостью 2 километра. Но прошломного времени и на железной дороге произошли изменения.

 

    - После того, какя узнал про историю рельсов, первые поезда Черепановых в России, передо мнойвозник следующий вопрос: «когда появилась железная дорога в моём родном городе,сколько времени она уже существует?»

           «Ктопроложил здесь путь железный,

             Узнатьхочу ответ я верный,

             Какие шлитут поезда:

             В какуюсторону, куда?

             Каким былпервый паровоз,

             И что онк нам в Барыш привёз?

             Ктопервым здесь повёл состав,

             Повёз вцистернах нефть и газ.

             Повёз он уголь, лес, зерно,

             И всё, что нужно, главней всего?»

 

     - Мы нашлиинтересные факты о железной дороге в Барыше, точнее сказать, в селе Троицкое –Куроедово, так раньше называлась эта местность. Железнодорожная станция Барыш появилась сразу после завершениястроительства Московско – Казанской железной дороги более 116 лет. Названиежелезнодорожной станции появилось раньше названия самого города Барыша. А ужечерез 30 лет посёлок  Троицкое –Куроедово был переименован в Барыш.

     Путь железнойдороги  пролёг, именно, через Барыш, всвязи с тем, что на промышленных предприятиях Барыша того времени работали восновном жители близлежащих сёл. Необходимо было им добираться на работу. Вотстроители и проложили для удобства рабочих железную дорогу так, чтобы посёлки исёла расположились вдоль неё. И перестали люди ходить издалека пешком,добираться на лошадях. В – первую очередь, перестали оставлять свои дома исемьи на целые месяцы, чтобы жить в общих фабричных домах. Теперь они сталипользоваться железной дорогой 2 раза в сутки : один раз утром, чтобыотправиться на работу и второй раз, когда возвращались с неё. Поезда эти сталиназываться «рабочими». Расписание движения рабочих поездов, было спланированопод смены, на суконной и пищебумажной фабриках.

Чтобы люди смогли уехать или приехать на работу. Курсировалитогда по рельсам вагончики на паровозной тяге и маршрут их был недалёкий: отБарыша до соседних разъездов Кузоватова и Базарного Сызгана.

    -Чуть позже былапостроена линия Московско – Казанской железной дороги  Инза – Сызрань. Железная дорога стала болеепротяжённой. Вдоль железной дороги около станции стали строиться дома, в нихзаселялись путейцы, рабочие, которые ремонтировали железную дорогу, обслуживалиеё. По  «железке» шли грузовые поезда идоставляли необходимые грузы для фабрик, по ней же отправляли и продукцию вдругие места.

       Такпостепенно  связала железная дорога нашгород с другими городами, со столицей

 нашей Родины –Москвой. Можно было выехать в любом направлении и добраться до нужного пунктаназначения. Моя бабушка и многие её ровесники, вспоминают, как бегали

детьми на станцию смотреть на прибывающие пассажирские поезда и грузовые составы.

      - Большую рольиграла железная дорога в жизни горожан. На поездах уезжали  сформированные отряды бойцов на фронт вовремя Великой Отечественной войны. Как радостно встречали с Победой героев!

      - После ВеликойОтечественной войны появились трудовые поезда. А через несколько лет нажелезную станцию Барыш пришло электричество, протянули провода, но на небольшомрасстоянии. Старые люди вспоминают: большой интерес вызывали первые электрички.Они были неуклюжие, зелёные вагоны с тупым носом. В народе их полюбили и онистали самым удобным видом транспорта.

       Благодаря,железной дороге, проходящей через наш город, во многих уголках нашей необъятнойРодины и за её пределами узнали продукцию промышленных предприятий города Барыша.Редукторный завод отправлял целыми составами редуктора во многие города,бумажная фабрика – обёрточную бумагу, швейная фабрика  - куртки, пальто для взрослых и детей,суконная фабрика – шинельное сукно для формы военнослужащих. И всё этозагружали  на грузовой станции в вагоны ивезли туда, где это ждали, нуждались.

       Мойпрадедушка  - Еделькин НиколайИванович  всю свою жизнь проработал нажелезной дороге в Барыше. Начинал трудиться молодым мальчишкой в ремонтнойбригаде, когда ещё ходили по рельсам старые тяжёлые паровозы. Уходил прадедушкана пенсию в то время, когда по железной дороге пробегали быстрые электрички.

     В наше времяжелезная дорога изменилась, появилось столько моделей электровозов, скоростныхпоездов. Самым современным, удивительным считается в наше время «Сапсан». Мненравится профессия машиниста, и мне хочется стать машинистом скоростного поезда«Сапсан». Очень хочется, чтобы и у нас в Барыше проходила скоростная ветка, покоторой бы я мчался на самом скоростном современном поезде.

Чтобы история железной дороги в Барыше не остановилась, а тольконабирала силу.

27 июля 2017 в 19:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.