Детский сад №2
ПРОЕКТ краеведческого характера «История железной дороги города Барыш»»ПРОЕКТ краеведческого характера «История железной дороги города Барыш»»
Руководитель: Уткина Вера Александровна, воспитатель. Участник: Юрловский Илья, 04.06.2008 г.р. Участники: Юрловская Анастасия Владимировна, Юрловский Андрей Валерьевич. Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновская область
Проект: долгосрочный, индивидуальный. Вид проекта: исследовательский. Актуальность проекта: - познакомить ребёнка с историческим прошлым и настоящим своего родного края посредством знакомства с историей железной дороги. - помочь ребёнку осознать, что железная дорога малой Родины, это частица огромной Российской железной дороги. Проблема проекта: - формирование и развитие личности ребёнка как гражданина своего города и страны. Цели проекта: - углублятьпредставления ребёнка о прошлом своей малой Родины, о том, что члены семьи связаны с железной дорогой: прадедушка долго трудился на железной дороге. Задачи проекта: - знакомить ребёнка с историческими фактамипрошлогосвоего города; - формировать восхищение и уважение к членам своей семьи, осознавать значимость труда своей семьи в истории города. - развивать инициативу, подводить к самостоятельному изучению периодов жизни своих родственников, связанные с историческими событиями города. - воспитывать гражданско – патриотические чувства через развитие интереса к истории своей семьи, истории родного города, истории страны. Словарная работа: диолк – предшественник рельсового пути, суконное и швейное производство, пищебумажная фабрика, станкостроение, скоростные поезда. . Ресурсное обеспечение: - Фотоальбомы: «Барыш в прошлом», «Барыш сегодня»; - Семейные фотографии из альбомов – «Семья Еделькиных»; - Карты схемы железных дорог России; - Энциклопедии «Поезда»; -Альбом « Литература: - Уткин А.В. Барыш – имя древнее. Барышские вести 2007 - Шурмелёв Е.А. Город Барыш. Саратов 1982 - Шурмелёв Е.А. Капельки России Ульяновск 2012 Ожидаемый результат: - Получение знаний о труде своих родственников, которые трудились на железной дороге родного города. - Углубление знаний дополнительными сведениями из исследований местных краеведов об историческом прошлом Барышского края. - Гордость за историческое прошлое железной дороги малой Родины и её значимость в жизни города. -Интерес к изучению краеведческого материала. Этапы проекта:
1 - подготовительный: - Подготовка материалов, сбор информации, изучение краеведческой литературы, работа с семьёй. 2 - основной: - Систематизация информации иматериала по разделам: - «Связь моей семьи с железной дорогой Барыша»; - «Прошлое Барыша»; - «История возникновения железной дороги в России»; - «Первые создатели паровоза в России»; - «Значение железной дороги для горожан». 3 – заключительный: Выступление перед родителями и сверстниками подготовительной к школе группы.
Выступление участника проекта - Я живу рядом сжелезной дорогой и с самого рождения засыпаю и просыпаюсь под стук колёс поездов, слышу движениепоездов в разные стороны. Мне нравится слушать эти привычные звуки. Много раз янаблюдал за пассажирскими поездами, грузовыми составами. И однажды мнезахотелось узнать: «кто придумал рельсы, создал поезда, что было вместо поездовв древности?»
- Чтобы всё знатьточно, мама нашла в энциклопедиях рубрику «О поездах, о железной дороге». Иначалась наша работа по изучению истории возникновения железной дороги, мыстали с мамой искать ответы на мои вопросы.
- Оказалось, чтоу железной дороги большая и интересная история, которая уходит в далёкое прошлое. Предшественникомрельсового пути был древнегреческий диолк.Это такая каменная дорога – волок для перевозки кораблей. А в качестве направляющих служили глубокие желоба, вкоторые помещали полозья, смазанные жиром. Потом стали использоватьсядеревянные рельсовые пути и вагонетки. Прокладывались деревянные брусья,выполнявшие роль наших современных рельсов. Вот по ним курсировали туда иобратно вагонетки, передвигаемые лошадьми и даже людьми
- В России первымисоздателями паровоза стала семья Черепановых. Их поезд двигался со скоростьювсего 12 - 14 километров в час и перевозил руду для завода. Он считался грузовым. Путь был протяжённостью 2 километра. Но прошломного времени и на железной дороге произошли изменения.
- После того, какя узнал про историю рельсов, первые поезда Черепановых в России, передо мнойвозник следующий вопрос: «когда появилась железная дорога в моём родном городе,сколько времени она уже существует?» «Ктопроложил здесь путь железный, Узнатьхочу ответ я верный, Какие шлитут поезда: В какуюсторону, куда? Каким былпервый паровоз, И что онк нам в Барыш привёз? Ктопервым здесь повёл состав, Повёз вцистернах нефть и газ. Повёз он уголь, лес, зерно, И всё, что нужно, главней всего?»
- Мы нашлиинтересные факты о железной дороге в Барыше, точнее сказать, в селе Троицкое –Куроедово, так раньше называлась эта местность. Железнодорожная станция Барыш появилась сразу после завершениястроительства Московско – Казанской железной дороги более 116 лет. Названиежелезнодорожной станции появилось раньше названия самого города Барыша. А ужечерез 30 лет посёлок Троицкое –Куроедово был переименован в Барыш. Путь железнойдороги пролёг, именно, через Барыш, всвязи с тем, что на промышленных предприятиях Барыша того времени работали восновном жители близлежащих сёл. Необходимо было им добираться на работу. Вотстроители и проложили для удобства рабочих железную дорогу так, чтобы посёлки исёла расположились вдоль неё. И перестали люди ходить издалека пешком,добираться на лошадях. В – первую очередь, перестали оставлять свои дома исемьи на целые месяцы, чтобы жить в общих фабричных домах. Теперь они сталипользоваться железной дорогой 2 раза в сутки : один раз утром, чтобыотправиться на работу и второй раз, когда возвращались с неё. Поезда эти сталиназываться «рабочими». Расписание движения рабочих поездов, было спланированопод смены, на суконной и пищебумажной фабриках. Чтобы люди смогли уехать или приехать на работу. Курсировалитогда по рельсам вагончики на паровозной тяге и маршрут их был недалёкий: отБарыша до соседних разъездов Кузоватова и Базарного Сызгана. -Чуть позже былапостроена линия Московско – Казанской железной дороги Инза – Сызрань. Железная дорога стала болеепротяжённой. Вдоль железной дороги около станции стали строиться дома, в нихзаселялись путейцы, рабочие, которые ремонтировали железную дорогу, обслуживалиеё. По «железке» шли грузовые поезда идоставляли необходимые грузы для фабрик, по ней же отправляли и продукцию вдругие места. Такпостепенно связала железная дорога нашгород с другими городами, со столицей нашей Родины –Москвой. Можно было выехать в любом направлении и добраться до нужного пунктаназначения. Моя бабушка и многие её ровесники, вспоминают, как бегали детьми на станцию смотреть на прибывающие пассажирские поезда и грузовые составы. - Большую рольиграла железная дорога в жизни горожан. На поездах уезжали сформированные отряды бойцов на фронт вовремя Великой Отечественной войны. Как радостно встречали с Победой героев! - После ВеликойОтечественной войны появились трудовые поезда. А через несколько лет нажелезную станцию Барыш пришло электричество, протянули провода, но на небольшомрасстоянии. Старые люди вспоминают: большой интерес вызывали первые электрички.Они были неуклюжие, зелёные вагоны с тупым носом. В народе их полюбили и онистали самым удобным видом транспорта. Благодаря,железной дороге, проходящей через наш город, во многих уголках нашей необъятнойРодины и за её пределами узнали продукцию промышленных предприятий города Барыша.Редукторный завод отправлял целыми составами редуктора во многие города,бумажная фабрика – обёрточную бумагу, швейная фабрика - куртки, пальто для взрослых и детей,суконная фабрика – шинельное сукно для формы военнослужащих. И всё этозагружали на грузовой станции в вагоны ивезли туда, где это ждали, нуждались. Мойпрадедушка - Еделькин НиколайИванович всю свою жизнь проработал нажелезной дороге в Барыше. Начинал трудиться молодым мальчишкой в ремонтнойбригаде, когда ещё ходили по рельсам старые тяжёлые паровозы. Уходил прадедушкана пенсию в то время, когда по железной дороге пробегали быстрые электрички. В наше времяжелезная дорога изменилась, появилось столько моделей электровозов, скоростныхпоездов. Самым современным, удивительным считается в наше время «Сапсан». Мненравится профессия машиниста, и мне хочется стать машинистом скоростного поезда«Сапсан». Очень хочется, чтобы и у нас в Барыше проходила скоростная ветка, покоторой бы я мчался на самом скоростном современном поезде. Чтобы история железной дороги в Барыше не остановилась, а тольконабирала силу. 27 июля 2017 в 19:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.