Детский сад №2

Статья "Влияние экологического фольклора на речь детей дошкольного возраста"


24 июля [пн]

  «ВЛИЯНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА

НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА  УТКИНА, воспитатель

Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе. Дети знакомятся со всем богатством красок, звуков, форм, запахов окружающей природы. Это очень важно для развития мыслительных операций, воображения, формируются эстетические чувства, раскрываются нравственные стороны. Многогранный мир природы, раскрытый устным народным творчеством пробуждает у детей любознательность. Детей необходимо учить видеть красоту природы, понимать её. Поможет в этом поэтическое слово: эпитеты, сравнения и другие жанры фольклора. Передача экологических знаний с помощью устного народного творчества – это этапы выработки правильного отношения к окружающей среде. Присутствие элементов экологической информации в виде поэтического слова, служит показателем внимательного, трепетного отношения ребёнка к миру природы. Формируются сочувственные отношения к представителям растительного и животного мира.

С младшего дошкольного возраста закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы. Посредством потешек, песенок, загадок, примет о природе у детей воспитываются любознательность, любовь к родной природе, активное и бережное отношение к ней, потому что тема «Природа» присутствует во всех жанрах фольклора. Тема природы в фольклоре благоприятно сказывается на развитии ребёнка, несёт в себе познавательный характер. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки, в которых проходила тема природы незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Мы говорим: «Природа – великий учитель!» Правильно говорим, потому что учимся у неё всему и учим наших детей – красоте, доброте, справедливости. А фольклор о природе раскрывает нам всю суть, которую мы не успели заметить, подчёркивает всё самое главное, раскрывает и помогает доступно понять, узнать основы экологического сознания, поделиться этими знаниями с другими. Ребёнку доступно и очень понятно народное творчество, а значит и интересно.

Потешки, прибаутки, песенки формируют художественный вкус ребёнка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: «зимушка – зима», «травушка – муравушка», «рассыплюся яблонькой», «барашенька – крутороженька», «козушка – белоногушка», «радуга – краса», «пташечка залётная», «ласточка – касаточка». Присутствующая природа в народном творчестве, содержит весь арсенал поэтических средств, развлекающих и эмоционально развивающих ребёнка. Присутствие элементов природы значительно обогащают духовный мир ребёнка. Знакомясь с потешками, приметами, загадками о временах года, явлениях природы дети получают интересную информацию, проникаются духом любви к родной земле – кормилице, радостью, благодарностью к её

щедрости. При проведении постоянной, повседневной работы видно, что экологический фольклор влияет на речь дошкольников от младшего до старшего возраста. Он является средством воспитания культуры речи детей.

Во– первых, отмечается знание примет, загадок, потешек. У детей накапливается богатый багаж знаний загадок, считалок, потешек о животных, растениях, явлениях природы и используют их в повседневной жизни при наблюдениях на прогулках и экскурсиях, на даче, на реке, в огороде, в лесу.

Малые формы фольклора – чистоговорки и скороговорки – помогают исправлению звукопроизношения. Результат не заставляет себя ждать: речь становится у детей чище, звуки произносятся чётко, правильно. Такую полезную работу проводить необходимо, так как чёткость речи делает более понятной высказанную мысль. И.Г.Песталоцци отмечал, что познание различных природных явлений идёт в единстве с овладением искусством речи.

С помощью экологического фольклора у дошкольников совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи. Прежде, чем говорить о развитии связной речи на основе фольклорного материала о природе остановимся на обогащении и активизации словаря. Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, к чтению или знакомству произведения воспитатель должен наметить для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также должен определить приёмы активизации речи. Новые слова, которые дети узнали, закрепляются в их сознании в процессе беседы, рассматривании картин и на других занятиях. Воспитателю нужно научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с данной ситуацией, показать, что одно и то же слово можно употребить в разных случаях для характеристики самых различных объектов и явлений природы. Помогая детям найти точное слово для характеристики, воспитатель должен сразу приучить к точному, творческому его использованию. Детям дошкольного возраста предъявляются большие требования к точности употребления слов при обозначении отличительных признаков объектов, явлений: небо светло – голубое, вишня кисло – сладкая, листья ярко – зелёные и т. п. Уточняя высказывания детей, воспитатель следит в то же время за грамматической правильностью их речи – за согласованием прилагательных с родом существительного и наоборот. Руководя работой, воспитатель должен стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, т. е. к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности. Упражняясь в выборе точных слов для описания характерных особенностей предметов природы, дети правильно строят грамматические формы при построении фраз. Для развития связной речи очень важно научить составлять предложения разных типов.

Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Ребёнок способен успешно овладеть умением составлять различные виды простого и сложного предложений. Все эти предложения, составленные детьми, переходят в активную самостоятельную речь.

Разнообразные наблюдения за явлениями природы, рассказы об этих наблюдениях, знакомство с фольклором о природе создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует такую возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь дошкольников. Большое значение имеет внешняя эмоциональная внешняя эмоциональная выразительность речи – жесты, мимика говорящих. Педагог поощряет детей за их живость, активность, когда они используют образные выражения, сложные правильно построенные предложения, высказывают, собственное отношение к событиям. Положительная оценка воспитателем речевого решения ребёнка даёт ему уверенность в своих силах – дети внимательно слушают говорящего, дополняют ответы, поправляют говорящего, подают уместную реплику, рассуждают, отстаивают своё мнение, убеждают собеседника, правильно используют накопленные знания. Поэтому рассказы становятся чёткими, точными, красочными, богатыми в языковом отношении, эмоциональными.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью предстаёт перед детьми доступной формой: народной мудростью, сказками, юмором, загадками, пословицами. Она привлекает детей и даёт им много радостных переживаний, которыми они хотят поделиться с окружающими. Впечатления от природы, умноженные на фольклор, полученные в детстве запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение человека к природе.

27 июля 2017 в 21:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.