Детский сад №2
Рабочая программа на 2017 -2018 учебный год в средне - старшей группеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Звёздочка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ ДС №2 «Звёздочка ____________ Н.Б.Макарычева Приказ №____ от_______________ ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» Протокол №_____ от______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средне – старшей группы «Колобок» МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район»
Воспитатель: Уткина Вера Александровна
2017 - 2018
2017 - 2018 год
Аннотация к рабочей программе средне – старшей группы «Колобок» МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015 г., образовательной программы МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район», в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста. С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Цель: всестороннее развитие ребёнка — развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил. Становление у детей научно-образовательного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи развития детей. 1.Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми. 2.Поддерживать деловые мотивы общения ребенка с взрослыми. 3.Стимулировать проявление признаков внеситуативно -познавательного общения со взрослыми. 4.Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать 5. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера, цвета), отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства. 6.Поддерживать и развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. 7.Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы. 8.Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. Содержание программы: ООД осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную форму организации детей, при этом используются следующие формы работы: беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск, праздник. Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и детей: познавательной, игровой, трудовой. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Для реализации рабочей учебной программы имеется учебно-методическое и информационное обеспечение Содержание: 1. Целевой раздел: 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………..3 1.2 Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы…………………………. 4 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы……………………………5 1.4 Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей средне – старшей группы 6-9 1.5 Сроки реализации рабочей программы …………………………………………………..10 1.6 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной Программы………..11 2. Содержательный раздел………………………………………………………………..13-16 2.1 Модель планирования образовательной деятельности с детьми в неделю……… 17 2.2 Виды детской деятельности ………………………………………………………… 17-19 2.3 Формы образовательной деятельности с детьми………………………… …………. 20 2.4 Проектирование образовательного процесса………………………………………... 22 2.5 Формы взаимодействия с семьями воспитанников………………………………… 25 3. Организационный раздел 3.1. Структура реализации образовательного процесса………………………………… 29 3.2. Условия реализации образовательной программы дошкольного образования… … 34 3.2.1. Психолого-педагогические условия реализации программы…………………….. 34 3.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………… 35 3.2.3. Методическое обеспечение образовательного процесса (по образовательным областям) 37 3.2.4. Создание развивающей образовательной предметно-пространственной среды (по образовательным областям) 41-47 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа средне – старшей группы разработана в соответствии -Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», -приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», -приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», -СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26, -и на основе образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район». Содержание образовательной программы основывается на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программе «Юный эколог» С.Н.Николаевой, программе «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, программе «Палитра» Н.Ю. Майданкиной, Н.Ю. Гришановой, О.В.Романовой, программе «Азбука нравственности» Т.В. Приказчиковой, М.Ф. Большаковой, Е.И. Андриановой, программе «Войди в мир права» Н.Ю. Майданкиной, «Ладушки» И.Новоскольцевой, И.Каплуновой. Рабочая программа средне - старшей группы обеспечивает систему образовательной работы с детьми 5-6 лет по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС №2 «Звёздочка», определяет содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, а также с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Цели и задачи деятельности при реализации рабочей программы средне - старшей группы определены: · с учетом анализа результатов образовательной деятельности за предшествующий год, индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников: · с учетом приоритетного направления – осуществления познавательно- речевого развития воспитанников, потребностей родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Цели: · создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; · формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие личности ребенка, его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; · подготовка к жизни в современном обществе; · обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: · Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. · Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. · Развивать общую и мелкую моторику. · Развивать восприятие, внимание, память детей. · Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, со- вершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу шестого года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. · Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры. · Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. · Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы. 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа средне - старшей группы построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей. Рабочая программа средне - старшей группы: · соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; · соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; · обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; ·строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; ·основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; · предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; · предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. 1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей средне - старшей группы Возрастные особенности развития детей 4 -5 лет (средняя группа) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа) Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. 1.5. Сроки реализации рабочей программы Рабочая программа рассчитана на учебный год (9 месяцев- 36 недель) Режим работы средне - старшей группы - пятидневный, с 7.00 до 17.30, с 10,5-часовым пребыванием детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье. 1.6. Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы Рабочая программа средне - старшей группы обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, установленных в виде целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО. Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника. Ребенок должен: · овладевать основными культурными средствами, способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; · обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства; · активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; · договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты; · уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; · сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности; · понимать, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей; · проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; · проявлять умение слышать других и стремление быть понятым другими; · обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации; уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам. Уметь распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; · достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах; · владеть основными движениями, контролировать свои движения и управлять ими. · следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены; · проявлять ответственность за начатое дело; · проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; · проявлять стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; · проявлять уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде; · эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.); · проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свою страну, её достижения, иметь представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях; · иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу; · соблюдать элементарные общепринятые нормы, иметь первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявлять уважение к старшим и заботу о младших; · иметь начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимать здоровый образ жизни как ценность. 2. Содержательный раздел Специфика организации образовательной деятельности средне - старшей группы определяется индивидуальными особенностями развития детей и основными принципами построения психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям: · социально-коммуникативное развитие · познавательное развитие · речевое развитие · художественно-эстетическое развитие · физическое развитие В основу построения образовательного процесса положен комплексно- тематический принцип, предусматривающий объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», с приоритетным использованием метода проектной деятельности. Содержательный раздел (формируемая часть) Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Формирование экологической воспитанности у дошкольников, предполагающей развитие у детей представлений. Знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой. («Юный эколог» С.Н.Николаева.) Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.). (Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. А.Ю.Тихонова «Дидактические игры этнокультурного содержания» методическое пособие, Ульяновск 2008 ) Содержание образовательной области «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие у детей интереса к народному календарю, приметы которого доступны пониманию дошкольников (прилет и отлет птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и пр.), национальному быту русского народа, традиционным и обрядовым праздникам, русским народным играм. (Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2000.- 304с.) (Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева и др 2001г. 400с.). Формирование у детей представления и первичных знаний о настоящем и прошлом родного города, о памятных местах, об исторических событиях, связанных с мить родным городом, о природе своей малой родины, земляках-героях, традициях, обычаях и ремеслах родной Липецкой земли. (А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова «Занимательное краеведение» в 2 частях,ИПК ПРО г.Ульяновск) Формирование у детей элементарных представлений об изменении предметов быта, обихода, видов транспорта, о назначении и функции предметов, о роли предметов в жизни человека в прошлом, настоящем и будущем. (О.В.Дыбина «Что было до …Игры – путешествия в прошлое предметов, ООО «ТЦ Сфера», 2010г. -157 с). Формирование умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей, получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. (О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников ООО «ТЦ Сфера», 2010г. -188 с). Воспитание любви к родному краю, знакомить с достопримечательностями, известными людьми родного края. ( Н.Ю. Майданкина, Н.Ю. Гришанова, О.В.Романова. «Палитра» Н.Ю. Майданкиной, Н.Ю. Гришановой, О.В.Романовой, Ульяновск, 2011 г 156 с). Формирование духовно – нравственных ценностей у детей, воспитание нравственных и эстетических чувств. (Т.В. Приказчиковой, М.Ф. Большаковой, Е.И. Андриановой, «Азбука нравственности», Ульяновск.2012 г. – 63 с). Содержание образовательной области «Речевое развитие» Речевое развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря детей на основе ознакомления с народным календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания предметов народного искусства. Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта. Развитие лексико-грамматических категорий и правильное использование их в своей речи. В.В.Гербова Развитие речи в детском саду –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. Для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению используется пособие уникальной методики А.М.Максаковой по обучению детей грамоте. Положенный в основу обучения метод позволяет заранее предотвратить появление специфических ошибок при обучении русскому языку. Более того, предлагаемая система обучения "закладывает программу" грамотного чтения и письма. А.М.Максакова. Звуковая культура речи. Мозаика-Синтез, 2007г.. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоционально выразительных приемов взаимодействия с гуашью. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,-2016. Развитие интереса у детей к конструированию по рисункам, чертежам, фотографиям, образцу и замыслу из разного материала. (Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.Б.Семенюк, Л.П.Бочкарёва, Л.И.Наумова «Культурологическое образование детей дошкольного возраста «Первые шаги в мире архитектуры» ИПК ПРО г.Ульяновск) Развитие активного восприятия музыки посредством музыкально фольклора, музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) на основе использования обрядовых песен, танцев, закличек. Программа И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки» и методические разработки; «Топ, топ, каблучок», «Праздник каждый день» Приобщение дошкольников к художественной литературе через ежедневное чтение художественных произведений новых и уже знакомых. Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика- Синтез, 2005. - 72с. Образовательная область «Физическое развитие» Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни (Л.И.Пензулаева Физическая культура в детском саду. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. –М.: МОЗАИКА-0СИНТЕЗ, 2015) ) Создание оптимальных условий для социально – личностного развития дошкольников, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. (Н.В. Микляева «На крыльях детства» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва: Тц Сфера , 2015 г -128 с). 2.1. Модель планирования образовательной деятельности с детьми в неделю УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Двигательный режим средне - старшей группы
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 2.3. Формы образовательной деятельности с детьми
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в средне – старшей группе (5-6 г.)
12 октября 2017 в 00:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.