Детский сад №2

Рабочая программа старшей группы "Колобок" на 2020 - 2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ "КОЛОБОК" НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………

1.2. Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы…………

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………..

1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика

особенностей психофизиологического развития детей

разновозрастной группы………………………………………………………...

1.5. Сроки реализации рабочей программы…………………………………

1.6. Целевые ориентиры освоения детьми образовательной Программы…

2. Содержательный раздел……………………………………………………

2.1. Модель планирования образовательной деятельности с детьми

в неделю…………………………………………………………………….. 

2.2. Виды детской деятельности………………………………………………

2.3. Формы образовательной деятельности с детьми………………………..

2.4. Проектирование образовательного процесса……………………………

2.5. Формы взаимодействия с семьями воспитанников……………………..

3. Организационный раздел

3.1. Структура реализации образовательного процесса…………………….

3.2. Условия реализации образовательной программы дошкольного

 образования ……………………………………………………………………

3.2.1. Психолого-педагогические условия реализации программы………..

3.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы……………

3.2.3. Программно-методическое и наглядно-дидактическое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………

3.2.4. Создание развивающей предметно-пространственной

среды…………………………………………………………………………….

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа старшей группы разработана в соответствии Федеральным Законом  РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными  постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26, и на основе образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район».

Содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» основывается на основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциальных программах «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, парциальных программах Ульяновской области «Люблю тебя, мой край родной!» под редакцией Н.Ю. Майданкиной, Н.Н. Верещагиной, Н.А. Кистановой, Н.Х. Абдюшевой, «Садко» в мире финансов» под редакцией Н.Ю. Майданкиной, С.Ю. Новиковой, Л.Г. Ивановой.

Рабочая программа старшей группы обеспечивает систему образовательной работы с детьми 5-6 лет по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС №2 «Звёздочка», определяет содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое  развитие, а так же с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цели и задачи деятельности при реализации рабочей программы старшей группы определены с учётом анализа результатов образовательной деятельности за предшествующий год, индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников, с учётом приоритетного направления – осуществления познавательно-речевого развития воспитанников, потребностей родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Цели:

* создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

* формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие личности ребенка, его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

* развитие таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям;

* подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

* обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

* развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

* обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

* развивать познавательную активность: любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями. 

* развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами дошкольников.

* развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

* обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе.

* укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Рабочая программа старшей группы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей.

Рабочая программа старшей группы: 

* соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

* сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

* соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

* обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

* строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

* основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

* предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

* предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшей группы

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

 

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно - ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. В этом возрасте ребёнок:

--- Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

--- Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

--- С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому всё время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

--- Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.

--- В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

--- Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

--- Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

--- Может начать осознавать половые различия.

По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

 Развитие элементарных математических представлений

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет определяет направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз, может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами, понимает и правильно отвечает на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?; может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы; знает такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; умеет делить круг, квадрат на две и четыре равные части, знает прямой и обратный порядок числового ряда, может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может отвечать на такие вопросы «как…», может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов, умеет составлять рассказ по предложенным картинкам, умеет заканчивать рассказ (придумать конец), может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Речевое развитие

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет называет свое имя, фамилию, сколько ему лет, называет город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают, знает домашний адрес, номер домашнего телефона, знает, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций, может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать, может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить, знает много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Ознакомление с окружающим миром

Ребенок знает названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки самообслуживания и культурно- гигиенические навыки

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет умеет вести себя за столом, самостоятельно чистит зубы, знает, что значит быть опрятным, может следить за прической, за ногтями и состоянием одежды. Ребенок без помощи взрослых застегивает пуговицы, молнии, завязывает и развязывает шнурки, знает, как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу,

1.5. Сроки реализации рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на учебный год (9 месяцев- 36 недель). Режим работы старшей группы - пятидневный, с 7.00 до 17.30, с 10,5- часовым пребыванием детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье.

1.6. Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

Рабочая программа старшей группы обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, установленных в виде целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО.

Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и т.д. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.

2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различает условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

4. Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.

6. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности. 

 

2. Содержательный раздел

Специфика организации образовательной деятельности старшей группы определяется индивидуальными особенностями развития детей и основными принципами построения психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям:

*  социально-коммуникативное развитие

*  познавательное развитие

*  речевое развитие

*  художественно-эстетическое развитие

*  физическое развитие

В основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический

принцип, предусматривающий объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», с приоритетным использованием метода проектной деятельности.

Формируемая часть содержательного раздела

 

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Накопление у детей старшего дошкольного возраста положительного эмоционального опыта, определяющего характер мироощущения, создающего основу для формирования положительных взаимоотношений с окружающими, приобщение к культурно – историческим ценностям малой Родины. Развитие у детей позитивных установок к объектам и явлениям социального мира, создание условий для проявления  дошкольниками  эмоционального и социального интеллекта, ценностных личностных и социальных качеств, отзывчивости, сопереживания.

Парциальная программа Ульяновской области «Люблю тебя, мой край родной!» под редакцией Н.Ю. Майданкиной, Н.Н. Верещагиной, Н.А. Кистановой, Н.Х. Абдюшевой

 

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

Формирование экологической воспитанности у дошкольников, предполагающей развитие у детей представлений. Знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой.

 Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

«Юный эколог» С.Н.Николаева.

 

Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.).

Парциальная программа И.Новоскольцева, И.Каплунова «Ладушки»

 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой культуры посредством ознакомления дошкольников с миром финансов и экономики, развитие познавательного интереса и положительного отношения к элементарным финансово – экономическим понятиям, нормам и правилам, готовность демонстрировать первоначальный элементарный финансово – экономический опыт в специфических видах деятельности с учётом социальной ситуации развития.

Парциальная программа Ульяновской области «Садко» в мире финансов» под редакцией Н.Ю. Майданкиной, С.Ю. Новиковой, Л.Г. Ивановой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие»

Речевое развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря детей на основе ознакомления с народным календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания предметов народного искусства.

Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта.

Развитие лексико-грамматических категорий и правильное использование их в своей речи.

Ельцова О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет.

Развитие лексико-грамматических категорий и правильное использование в своей речи экономических и финансовых терминов

Герасименко С.В. и др. «Приключения кота Белобока или экономика для малышей» Программа образовательного курса. Г. Волгоград 2015.

Для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий используется пособие уникальной методики Галины Андреевны Глинки по обучению детей грамоте. Положенный в основу обучения метод позволяет заранее предотвратить появление специфических ошибок при обучении русскому языку. Более того, предлагаемая система обучения "закладывает программу" грамотного чтения и письма

 Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

А.И.Максакова Воспитание звуковой культуры речи дошкольников

 

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоционально' выразительных приемов взаимодействия с гуашью.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду

Комарова Т. С. Детское художественное творчество

.

Развитие интереса у детей к конструированию по рисункам, чертежам, фотографиям, образцу и замыслу из разного материала.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала в детском саду.

 

Развитие активного восприятия музыки посредством музыкально фольклора, музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) на основе использования обрядовых песен, танцев, закличек.

Программа И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» и методические разработки;

«Топ, топ, каблучок», «Праздник каждый день»

 

Приобщение дошкольников к художественной литературе через ежедневное чтение художественных произведений новых и уже знакомых.

Хрестоматия для старшей группы. – Самовар

 

Содержание образовательной области «Физическое развитие»

Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7л.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. 3-7л.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организованная образовательная деятельность

(количество часов в неделю)

 

Периодичность

Базовый вид деятельности

Старшая группа

Физическая культура в помещении

2

Физическая культура на воздухе

1

Ознакомление с окружающим миром

1

Формирование элементарных математических представлений

1

Развитие речи

2

Рисование

2

Лепка

1

Аппликация

1

Музыка

2

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно


2.1. Модель планирования образовательной деятельности с детьми в неделю

Циклограмма разработана на основании нормативных правовых документов:

--- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

--- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

--- Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 № 03 – 248 органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

--- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ за № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 15 мая 2013 г.

Циклограмма регламентируется:

--- Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

и парциальными программами:

--- «Юный эколог» С.Н. Николаевой,

--- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой,

--- «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится с 1 сентября по 15 мая по образовательным областям: познавательное развитие (ПР), социально-коммуникативное развитие (СКР),художественно-эстетическое развитие (ХЭР), физическое развитие (ФР), речевое развитие (РР).

В структуре циклограммы выделяется инвариантная и вариативная  часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ,  и ООПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В инвариантной части учебного плана непосредственно образовательная деятельность планируется в старшей группе – 12 ООД в неделю.

Планируемые результаты освоения детьми  программы осуществляются через систему наблюдений выполнения целевых ориентиров дошкольного образования, которые рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это позволяет сбалансировать используемые педагогические методы и не приводит к переутомлению воспитанников.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, не входят в учебный план, так как коррекционная группа формируется на основе проведённой диагностики и по заявкам педагогов групп. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня. В первой половине дня в группах старшего дошкольного возраста проводится не более трех занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводится физкультминутка, включающая упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты).

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в ДОУ является система двигательной активности ребенка, включающая музыкальные, физкультурные занятия, танцевальную утреннюю гимнастику, занятия с тренером в МБУ ДО ДЮСШ МО «Барышский район» (по заявлению родителей). Учтён ход недельной кривой интеллектуальной работоспособности: вторник-четверг – дни максимальной нагрузки; среда – день средней нагрузки; понедельник-пятница – дни минимальной нагрузки.

 

 

Циклограмма планирования образовательно-воспитательной работы с детьми 5-6 л. на учебный год (старшая группа «Колобок»)

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

У т р о

7.00-8.30

«ПР»: проектно-исследовательская деятельность (опыты,  исследования в природе)

«СКР»: ЗОЖ беседы о сезоне, обыгрывание проблемных ситуаций, просмотр картинок

«ПР»: (окружающий мир) пазлы, настольно-печатные игры, мозаика, конструктор.

«РР»: ситуации общения, этикет, детская поэзия, фольклор

«ПР»: (половое воспитание) беседы, упражнения, рассматривание картинок, чтение

«СКР»: (один на улице) решение проблемных ситуаций, беседы , упражнения , рассказы из личного опыта

«ПР»: (экономическое образование) беседы о профессии, инфраструктуре нашего города, игры

«РР»: (ЗКР) упражнения, игры, артикуляционная, гимнастика, ситуации общения

«РР»: (словарь) дидактические игры, упражнения, ситуации общения

«СКР»:  обсуждение сюжетов литературных произведений, рассматривание картинок, обсуждение  личного опыта

«СКР» труд в уголке природы, дежурство в столовой, развитие культурно-гигиенических навыков

«РР»: индивидуальная работа

«ХЭР»: индивидуальная работа

«ХЭР»: индивидуальная работа

«СКР»: труд, индивидуальная работа

«ХЭР»: индивидуальная работа

8.20-8.28

«ФР» гимнастика (разные виды)

 

I половина дня( ООД -организованная образовательная деятельность)

9.00-

Музыка

ФЭМП

Ознакомление с окружающим.

Развитие речи

Рисование

Развитие речи

 

Физическая культура

Физическая культура на воздухе

Музыка

Физическая культура

 

 

 

Рисование

Лепка/ аппликация

10.50-12.15

Прогулка

 

«ПР»: наблюдение за  природой, опыты, эксперименты, исследование

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

 

«СКР» труд в природе: поручения, коллективный труд, совместный труд в огороде, саду, цветнике

 

«ФР»: подвижные игры, упражнения со спортивным оборудованием

 

«СКР»: самостоятельная деятельность детей с выносным игровым оборудованием

 

«ФР»: индивидуальная работа по развитию основных движений

 

II  половина дня

15.00-15.05

«ФР»: зарядка после сна, закаливание,  КГН.

 

 

 

 

 

15.40-16.30

«РР»: сказки, поэзия, энциклопедии, детская литература, книжная графика

«СКР»: театры и обыгрывание сюжета литературного произведения  о природе, дидактические игры

«СКР»: подготовка атрибутов и обыгрывание сюжетов

«ПР»: дидактические игры развивающего характера, пазлы, конструктор

«СКР»: (социальное развитие) беседы, чтение, рассматривание, рассказы из личного опыта

«ПР»: дидактические игры развивающего характера, пазлы, конструктор

«СКР»: мастерская по работе с природным материалом, игры-эксперименты

«СКР»: (один дома) решение проблемных ситуаций, беседы, рассматривание иллюстраций, рассказы из личного опыта

«СКР»: хозяйственно-бытовые поручения по уборке группы

 

«СКР»: (один дома, ЗОЖ) беседы, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, рассказы из личного опыта

«СКР»: хозяйственно – бытовые поручения по уборке группы

 

 

 

«ХЭР»: импровизации

 «ХЭР»: импровизации

 

«ХЭР»: импровизации

16.30-17.30

Вечерняя  прогулка

 

«ПР»: наблюдение за  природой (продолжение), народный календарь

«ПР»: наблюдение за окружающим миром (продолжение)

«ПР»: наблюдение за окружающим миром (продолжение)

«ПР»: наблюдение за окружающим миром (продолжение)

«ПР»: наблюдение за окружающим миром (продолжение)

 

«СКР» труд в природе

 

«ФР»: подвижные игры, игры с правилами, игры-упражнения

 

«СКР»: самостоятельная  деятельность детей с игровым оборудованием

 

«ФР»: индивидуальная работа по развитию основных движений

 

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы с детьми 5-6л. в летний период (старшая группа «Колобок»)

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

Утро

7.00-8.25

«ПР»: проектно-исследовательская деятельность (опыты, исследования в природе)

«ПР»: пазлы, настольно-печатные игры, мозаика, конструктор

«СКР»: (половое воспитание) беседы, упражнения, рассматривание картинок, чтение

«ПР»: (экономическое образование) беседы о профессии, инфраструктуре нашего города, игры

«РР»: (словарь) дидактические игры, упражнения, ситуации общения

«РР»: индивидуальная работа

«ХЭР»: индивидуальная работа

«ФР»: индивидуальная работа

«СКР»: труд, индивидуальная работа

«ХЭР»: индивидуальная работа

8.22-8.30

«ФР» утренняя гимнастика (разные виды)

 

I половина дня (ООД- организованная образовательная деятельность)

9.00-9.25

Изобразительная деятельность

Природное окружение

Физическая культура

Музыкальная деятельность

Физическая культура

10.00-11.45

Прогулка

 

«ПР»: наблюдение за  природой, опыты, эксперименты, исследование

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

«ПР»: целевая прогулка, наблюдения за окружающим миром

 

«СКР» труд в природе: поручения, коллективный труд, совместный труд в огороде, саду, цветнике

 

«ФР»: подвижные игры, упражнения со спортивным оборудованием

 

«СКР»: самостоятельная деятельность детей с выносным игровым оборудованием

 

«ФР»: индивидуальная работа по развитию основных движений

 

II половина дня

15.00-15.05

«ФР»: зарядка после сна, закаливание,  КГН.

15.25-15.45

 

 

15.50-16.30

«РР»: сказки, поэзия, энциклопедии, детская литература, книжная графика

«СКР»: театры и обыгрывание сюжета литературного произведения о природе, дидактические игры

«СКР»: подготовка атрибутов и обыгрывание сюжетов

«ПР»:  дидактические игры развивающего характера, пазлы, конструктор

«СКР»: (социальное развитие) беседы, чтение, рассматривание, рассказы из личного опыта

«ПР»:  дидактические игры развивающего характера, пазлы, конструктор

«СКР»: мастерская по работе с природным материалом, игры-эксперименты

«ХЭР»: импровизации

«ФР»: (один дома) решение проблемных ситуаций, беседы, рассматривание иллюстраций, рассказы из личного опыта

«СКР»: хозяйственно-бытовые поручения по уборке группы

«ХЭР»: импровизации

«ФР»: (один дома) беседы, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, рассказы из личного опыта

«СКР»: хозяйственно-бытовые поручения по уборке группы

«ХЭР»: импровизации

Вечерняя  прогулка

15.45-17.30

«ПР»: наблюдение за природой и окружающим миром (продолжение)

«СКР» труд в природе

«ФР»: подвижные игры, игры с правилами, игры-упражнения

«СКР»: самостоятельная деятельность детей с игровым оборудованием

«ФР»: индивидуальная работа по развитию основных движений


2.2. Виды детской деятельности:

В старшей группе в воспитательно-образовательном процессе используются следующие виды детской деятельности:

- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);

-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка

2.3. Формы образовательной деятельности с детьми

 

Образовательные

Области

Формы образовательной деятельности

 

Социально-коммуникативное

развитие

 

- игра

- беседа

- наблюдение

- психо-гимнастические этюды

- чтение художественной литературы

- педагогическая ситуация

- праздник

- досуги, развлечения

- экскурсия

- ситуация морального выбора

- ситуативный разговор

- проектная деятельность

 - интегративная деятельность

- рассматривание иллюстративного материала

- мультимедийные презентации

- просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

- экспериментирование

- поручение и задание

- дежурство.

- совместная деятельность взрослого и детей тематического

характера

 

Познавательное

развитие

 

- чтение художественной литературы

- чтение энциклопедий

- проектная деятельность

- познавательно-исследовательская деятельность

- экспериментирование

- создание коллекций

- развивающая игра

- наблюдение

- проблемная ситуация

- рассказ педагога

- беседа

- интегративная  деятельность

- мультимедийные презентации

- экскурсии

- коллекционирование

Речевое развитие

 

- дидактические игры

- чтение художественной литературы

- беседа

- составление рассказов

- пересказ

- разучивание стихотворений

- рассматривание иллюстративного материала

- решение проблемных ситуаций.

- ситуативный разговор с детьми

- игра

- игровые упражнения

- звуковые игры

- проектная деятельность

- создание коллекций

- интегративная деятельность

- обсуждение произведений художественной

литературы

- рассказ педагога

- инсценирование

- сочинение загадок

- сочинение рифмовок

- ребусы со словами

- речетворчество

- решение проблемных ситуаций

Художественно –

эстетическое развитие

 

- использование различных видов театра

- изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры,

- создание макетов, коллекций и их оформление сувениров

- экскурсии в музеи города

- рассматривание репродукций картин

- игра

- конструирование

- моделирование

- художественный труд

- организация выставок творческих работ

- слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

- музыкально - дидактическая игра

- игра на музыкальных инструментах

- беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания

- интегративная деятельность

- совместное и индивидуальное пение

- музыкальное упражнение.

- двигательный, пластический

танцевальный этюд

- танец

- творческое задание

-концерт - импровизация

- музыкальная сюжетная игра

- музыкальный праздник

- музыкальный досуг, развлечение

Физическое развитие

- физкультурное занятие

- подвижная игра

- утренняя гимнастика

- игра

- беседа

- рассуждение

- рассказ

- чтение художественной литературы

- рассматривание.

- интегративная деятельность

- контрольно-диагностическая

деятельность

- спортивные и физкультурные досуги

- спортивные состязания

- спортивные эстафеты

15 сентября 2020 в 09:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.