Детский сад №2
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА" 2020 - 2021 учебный годДополнительная образовательная программа "Финансовая азбука" 2020 - 2021 учебный год СОДЕРЖАНИЕ Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка____________________________________стр.3 1.2.Цели и задачи____________________________________________стр.5 1.3.Содержание программы___________________________________стр.6 1.4.Планируемые результаты__________________________________стр.9 Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Календарный учебный график______________________________стр.10 2.2.Условия реализации программы____________________________ стр.17 2.3.Формы аттестации________________________________________стр.19 2.4.Методическое обеспечение_________________________________стр.22 2.5.Список литературы_______________________________________ стр.24 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Финансовая азбука» Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» разработана на основе парциальной образовательной программы «Садко В мире финансов»: формирование основ финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста – Ульяновск, 2019 г. Реализация дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Финансовая азбука» строится в соответствии с законодательными нормативными документами: 1. Конвенция прав ребёнка; 2. Конституция РФ; 3. Федеральный закон №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172 – 14 от 04.07.2014 г.) 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Устав МБДОУ Д/С №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Ульяновской области Направленность программы: социально – педагогическая Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Финансовая азбука» реализуется как дополнительное образование с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 2 раза в неделю во второй половине дня, состоит из двух модулей и включает в себя 72 часа. Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Характеристика возрастных особенностей воспитанников 5-6 лет Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Дети 5-6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему, основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества. 1.2. Цель и задачи программы Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Задачи реализации Программы: Образовательные: --- познакомить воспитанников с денежной сферой жизни; --- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) --- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; --- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; Метапредметные: --- подготовить к принятию своих первых финансовых решений; --- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; --- научить соотносить понятия надо, хочу и могу; --- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: • трудиться, работать и зарабатывать; • деньги, доходы; • • покупать, тратить, расходовать, транжирить; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить. --- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; -подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться * карманные (личные) деньги. Личностные: --- активизировать коммуникативную деятельность детей; --- стимулировать интерес к изучению мира финансов; --- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; --- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; --- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка. 1.3.Содержание программы Учебный план
Программа состоит из 2 модулей, которые поделены на 9 разделов. 1 модуль «Деньги и общество» Раздел 1. Потребности. Раздел 2. Труд. Раздел 3. Товар Раздел 4. Деньги Раздел 5. Семейный бюджет 2 модуль «Я в мире финансов» Раздел 6. В мире профессий Раздел 7. Как деньги приходят и куда расходятся Раздел 8. Путешествие денег по городу Раздел 9.Моя первая копилка В 1 разделе воспитанники знакомятся с экономическими терминами: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности». У детей формируются представления об ограниченности возможностей. Воспитанники определяют не только основные потребности человека, но и самые жизненно важные потребности человека в различных ситуациях. Дети выбирают необходимые для жизни предметы и соотносят собственные желания и возможности, понимают разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». - Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека. В 2 разделе воспитанники знакомятся с трудом взрослых, определяют продукт труда, соотносят профессию с ее атрибутами.У детей формируется понятие значимости труда для человека. - Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека. В 3 разделе воспитанники знакомятся с понятиями: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама». Учатся определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара. У детей формируются первоначальные представления о купле-продаже товаров. На практике сравнивают цены на товар, объясняют разницу. Учатся выбирать товар в соответствии с ценой и качеством. - Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека. Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи. На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег. В 4 разделе воспитанники знакомятся с первоначальными представлениями о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Дети знакомятся с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта». На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег. - Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи. В 5 разделе воспитанники знакомятся, с первоначальными представлениями о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. У детей формируются первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи. На практике формируется представление о расходах семьи. Учатся понимать и выделять основные потребности семьи и способы их удовлетворения - Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд». В 6 разделе происходит знакомство с многообразием профессий человека. На практике дети видят, что людям многих профессий для облегчения труда помогают разнообразные машины и техника (станки, аппараты, оборудование). Формируется представление о труде людей творческих профессий. Дети узнают о новых современных профессиях, которые появляются, благодаря запросам современного образа жизни. Знакомятся с профессиями, востребованными в родном крае. Формируется представление о профессиях будущего, которые используют нано - технологии. В 7 разделе воспитанники знакомятся с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи. Расширяется словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «выигрыш». Формируется чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам. Воспитанники определяют и различают потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности. В 8 разделе у воспитанников формируется умение подмечать простейшие экономические явления. Знакомятся со словами и действиями, относящимися, к экономике. На практике дети прослеживают пути денег из семейного бюджета на покупки товаров, оплату услуг. Раскрывается сущность понятия «пластиковая карта» и знакомятся с наличными и безналичными деньгами. Узнают, что при помощи пластиковой карты можно производить различные финансовые операции: расплатиться за покупку, услугу, перевести деньги в любой регион. В 9 разделе воспитанники знакомятся с экономическим термином «семейные сбережения». На практике выясняют, что могут осуществлять действия, экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета, сохраняя семейные сбережения. Учатся высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики. Формируются такие качества: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие. Осуждается жадность и расточительность. Проявляется собственное отношение к вопросам семейной экономики. Формируется разумное отношение к расходованию денег. 2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
22 сентября 2020 в 10:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.