Детский сад №2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА" 2020 - 2021 учебный год

Дополнительная образовательная программа  "Финансовая азбука" 2020 - 2021 учебный год 

                                     СОДЕРЖАНИЕ

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка____________________________________стр.3

1.2.Цели и задачи____________________________________________стр.5

1.3.Содержание программы___________________________________стр.6

1.4.Планируемые результаты__________________________________стр.9

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график______________________________стр.10

2.2.Условия реализации программы____________________________ стр.17

2.3.Формы аттестации________________________________________стр.19

2.4.Методическое обеспечение_________________________________стр.22

2.5.Список литературы_______________________________________ стр.24

 1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Финансовая азбука» Муниципального бюджетного  дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» разработана на основе парциальной образовательной  программы «Садко В мире финансов»: формирование основ финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста – Ульяновск, 2019 г.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы  социально – педагогической направленности «Финансовая азбука» строится в соответствии с законодательными нормативными документами:

1. Конвенция прав ребёнка;

2. Конституция РФ;

3.  Федеральный закон №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172 – 14 от 04.07.2014 г.)

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Устав МБДОУ Д/С №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Ульяновской области

Направленность программы: социально – педагогическая

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Финансовая азбука» реализуется как дополнительное образование с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 2 раза в неделю во второй половине дня, состоит из двух модулей и включает в себя 72 часа.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

 Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 5-6 лет

Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой.

Дети 5-6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему,  основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

 1.2. Цель и задачи программы

Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

 Задачи реализации Программы:

Образовательные:

--- познакомить воспитанников с денежной сферой жизни;

--- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда)

--- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

--- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к

финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

Метапредметные:

--- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

--- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

--- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

--- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы; •

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

--- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

-подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться * карманные (личные) деньги.

Личностные:

--- активизировать коммуникативную деятельность детей;

--- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

--- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

--- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

--- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

 1.3.Содержание программы

 Учебный план

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

Модуль №1 «Деньги и общество»

1

Потребности

 

 

 

 

1.1

Что такое потребности?

2

1

1

Пед. набл.

1.2

Потребности и желания

2

1

1

Пед. набл.

2

Труд

 

2.1

Труд в жизни людей

2

1

1

Пед. набл.

2.2

Работать и зарабатывать

2

1

1

Пед. набл.

2.3

Труд – основа жизни

2

1

1

Пед. набл.

2.4

Для чего родители ходят на работу

2

1

1

Собесед.

3

Товар

 

3.1

Производство товаров

2

1

1

Пед. набл.

3.2

Отличие товаров от услуг

2

1

1

Пед. набл.

3.3

Где продают и где покупают

2

1

1

Пед. набл.

3.4

Что такое цена

2

1

1

Собесед.

4

Деньги

 

4.1

История возникновения денег

2

1

1

Пед. набл.

4.2

Как придумали деньги

2

1

1

Пед. набл.

4.3

Деньги. Купюра. Монета

2

1

1

Пед. набл.

4.4

Достоинство монет

2

1

1

Собесед.

5

Семейный бюджет

 

5.1

Что такое семейный бюджет

2

1

1

Рисун.тест

5.2

Копейка рубль сбережёт

2

1

1

Рисун.тест

Модуль №2 «Я в мире финансов»

6

В мире профессий

 

6.1

Все работы хороши – выбирай на вкус.

2

1

1

Пед.набл

6.2

Всякому делу учиться надо

2

1

1

Собеседов

6.3

Профессии прошлого

2

1

1

Пед.набл

6.4

Профессии родного края

2

1

1

Пед.набл

6.5

Профессии будущего

2

1

1

Пед.набл

7

Как деньги приходят и куда расходятся

7.1

Как деньги попадают к нам в дом

2

1

1

Пед. набл.

7.2

Трудовая денежка всегда крепка

2

1

1

Пед. набл.

7.3

Наука экономика

2

1

1

Собесед.

7.4

Как деньги доходят, а потом расходятся

2

1

1

7.5

Тратим разумно, сберегаем, экономим

2

1

1

8

Путешествие денег по городу

8.1

Что сберегают в сберегательном банке

2

1

1

Пед.набл

8.2

Деньги счет любят

2

1

1

Выставка

8.3

Где мы расплачиваемся деньгами

2

1

1

Рисун.тест

8.4

Банковская карта

2

1

1

8.5

Как правильно тратить деньги

2

1

1

9

Моя первая копилка

9.1

Где живут деньги

2

1

1

Пед.набл

9.2

Волшебный кошелёк

2

1

1

Пед.набл

9.3

Я – будущий банкир

2

1

1

Тестиров.

9.4

Как стать успешным человеком

2

1

1

9.5

Зачётное занятие

2

1

1

 

ИТОГО:

72

36

36

 

Программа состоит из 2 модулей, которые поделены на 9 разделов.

 1 модуль «Деньги и общество»

Раздел 1. Потребности.

Раздел 2. Труд.

Раздел 3. Товар

Раздел 4. Деньги

Раздел 5. Семейный бюджет

 2 модуль «Я в мире финансов»

Раздел 6. В мире профессий

Раздел 7. Как деньги приходят и куда расходятся

Раздел 8. Путешествие денег по городу

Раздел 9.Моя первая копилка

 В 1 разделе воспитанники знакомятся с экономическими терминами: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности». У детей формируются  представления об ограниченности возможностей. Воспитанники  определяют  не только  основные потребности человека, но и самые  жизненно важные потребности человека в различных ситуациях.  Дети выбирают необходимые для жизни предметы и соотносят  собственные желания и возможности, понимают разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и

«могу».

- Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

В 2 разделе воспитанники знакомятся с трудом взрослых, определяют продукт труда, соотносят профессию с ее атрибутами.У детей формируется понятие  значимости труда для человека.

 - Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

В 3 разделе воспитанники знакомятся с понятиями:  «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама».  Учатся определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара. У детей формируются  первоначальные  представления о купле-продаже товаров. На практике сравнивают цены на товар, объясняют разницу. Учатся выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.

 - Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека. Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи. На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег.

 В 4 разделе воспитанники знакомятся с первоначальными представлениями о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Дети знакомятся с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта». На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег.

- Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

  В 5 разделе воспитанники знакомятся, с  первоначальными представлениями о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. У детей формируются первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи. На практике формируется  представление о расходах семьи. Учатся понимать и выделять основные потребности семьи и способы их удовлетворения

- Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».

В 6 разделе происходит  знакомство с многообразием профессий человека.

На практике дети видят, что людям многих профессий  для облегчения труда помогают разнообразные машины и техника (станки, аппараты, оборудование). Формируется представление о труде людей творческих профессий. Дети узнают о новых современных профессиях, которые появляются, благодаря запросам современного образа жизни. Знакомятся с профессиями, востребованными в родном крае. Формируется представление о профессиях будущего, которые используют нано - технологии.

  В 7 разделе воспитанники знакомятся с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи.  Расширяется словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «выигрыш». Формируется  чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам. Воспитанники  определяют и различают потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

   В 8 разделе у воспитанников формируется умение подмечать простейшие экономические явления. Знакомятся со словами и действиями, относящимися, к экономике. На практике дети прослеживают пути денег из семейного бюджета на покупки товаров, оплату услуг. Раскрывается сущность понятия «пластиковая карта» и знакомятся с наличными и безналичными деньгами. Узнают, что при помощи пластиковой карты можно производить различные финансовые операции: расплатиться за покупку, услугу, перевести деньги в любой регион.

    В 9 разделе воспитанники знакомятся с экономическим термином «семейные сбережения». На практике выясняют, что могут  осуществлять действия, экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета, сохраняя семейные сбережения. Учатся высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики. Формируются такие качества: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие.  Осуждается жадность и расточительность.

Проявляется собственное отношение к вопросам семейной экономики. Формируется  разумное отношение к расходованию денег.

 2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дата

Время

Форма работы

Часы

Раздел, тема

Место

Форма контроля/

аттестации

 

10.09.2020

15:30-16:30

Беседа - рассуждение

1

Что такое потребности?

Группа

Пед.наблюдение

15.09.2020

15:30-16:30

Просмотр  мультфил.

1

Если не будет дома

Группа

Собеседование

17.09.2020

15:30-16:30

Творческое  рассказыв.

1

Потребности и желания

Группа

Пед.наблюдение

22.09.2020

15:30-16:30

Тестирование

1

Заветное желание

Группа

Пед.наблюдение

24.09.2020

15:30-16:30

Познавател. занятие

1

Труд в жизни людей

Группа

Собеседование

29.09.2020

15:30-16:30

Игровая деятельность

1

Труд в моей семье

Группа

Собеседование

01.10.2020

15:30-16:30

Беседа -рассуждение

1

Работать и зарабатывать

Группа

Пед. наблюдени

06.10.2020

15:30-16:30

Коллективный труд

1

Трудиться нам не лень

Группа

Собеседование

08.10.2020

15:30-16:30

Презентация

1

Труд – основа жизни

Группа

Пед. наблюдени

13.10.2020

15:30-16:30

Сюжет – ролевая игра

1

Трудимся, играя

Группа

Собеседование

15.10.2020

15:30-16:30

Творческая работа

1

Для чего родители ходят на работу

Группа

Рисуночный тест

20.10.2020

15:30-16:30

Мини - спектакль

1

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Группа

Пед. наблюдени

22.10.2020

15:30-16:30

Видеофильм

1

Производство товаров

Группа

Пед. наблюдени

27.10.2020

15:30-16:30

Викторина

1

Маршрут товаров

Группа

Пед. наблюдени

29.10.2020

15:30-16:30

Проблемная ситуация

1

Отличие товаров от услуг

Группа

Собеседование

03.11.2020

15:30-16:30

Творчес. раб. по лепке

1

Приобрёл вещь – умей с ней обращаться

Группа

Собеседование

05.11.2020

15:30-16:30

Творчес. раб. по рисов

1

Где продают и где покупают

Группа

Собеседование

10.11.2020

15:30-16:30

Творческ.задание

1

Куда идём за товаром

Группа

Рисуночный тест

12.11.2020

15:30-16:30

Сюжет-ролевая игра

1

Что такое цена

Группа

 17.11.2020

15:30-16:30

Мастерская

1

Ценники и чеки

Группа

Пед.наблюдение

19.11.2020

15:30-16:30

Презентация

1

История возникновения денег

Группа

Пед.наблюдение

24.11.2020

15:30-16:30

Спорт. деятельность

1

Деньги разных стран

Спортзал

Собеседование

26.11.2020

15:30-16:30

Видеофильм

1

Как придумали деньги

Группа

Собеседование

01.12.2020

15:30-16:30

Творческая работа

1

Деньги нашей группы

Группа

Пед.наблюдение

03.12.2020

15:30-16:30

Видеофильм

1

Деньги. Купюра. Монета

Группа

Собеседование

08.12.2020

15:30-16:30

Коллекционирование

1

Экскурсия в мини - музей

Группа

Выстав. коллекц

10.12.2020

15:30-16:30

Игровая деятельность

1

Достоинство монет и купюр

Группа

Пед. наблюдени

15.12.2020

15:30-16:30

Мастерская

1

Не имей сто рублей, а имей 100 друзей

Группа

Пед. наблюдени

17.12.2020

15:30-16:30

Беседа

1

Что такое семейный бюджет

Группа

Собеседование

22.12.2020

15:30-16:30

Флипчарт

1

Планируем вместе

Группа

Выставка рисун.

24.12.2020

15:30-16:30

Моделирование

1

Копейка рубль бережёт

Группа

Собеседование

29.12.2020

15:30-16:30

Творческая работа

1

А нужно ли тратить все деньги

Группа

Выставка рисун.

12.01.2021

15:30-16:30

Викторина

1

Все работы хороши – выбирай на вкус

Группа

Собеседование

14.01.2021

15:30-16:30

Творческая работа

1

Женские и мужские профессии

Группа

Выставка рисун.

19.01.2021

15:30-16:30

Экскурсия по детсаду

1

Всякому делу учиться надо

Группа

Собеседование

21.01.2021

15:30-16:30

Спорт. соревнование

1

Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат

Спортзал

Защита проекта

26.01.2021

15:30-16:30

Познават. занятие

1

Профессии прошлого

Группа

Собеседование

28.01.2021

15:30-16:30

Конкурс рисунков

1

Занятия земляков в прошлом

Группа

Собеседование

02.02.2021

15:30-16:30

Беседа

1

Профессии родного края

Группа

Эко. Викторина

04.02.2021

15:30-16:30

Выставка наград

1

А у меня мама - инженер

Группа

Выставка рисун.

09.02.2021

15:30-16:30

Видеофильм

1

Профессии будущего

Группа

Пед.наблюдение

11.02.2021

15:30-16:30

Проектная деятельн.

1

Я в будущем

Группа

Собеседование

16.02.2021

15:30-16:30

Беседа - рассуждение

1

Как деньги попадают к нам в дом

Группа

Пед.наблюдение

18.02.2021

15:30-16:30

Моделирование

1

Считай деньги в своём кармане

Группа

Выставка рисун.

23.02.2021

15:30-16:30

Творческая работа

1

Трудовая денежка всегда крепка

Группа

Собеседование

25.02.2021

15:30-16:30

Игра - драматизация

1

Лёгкие деньги

группа

Пед.наблюдение

02.03.2021

15:30-16:30

Викторина

1

Наука экономика

Группа

Пед.наблюдение

04.03.2021

15:30-16:30

Мини - спектакль

1

Первые уроки царицы Экономики

Группа

Пед.наблюдение

09.03.2021

15:30-16:30

Моделирование

1

Как деньги доходят, а потом расходятся

Группа

Выставка работ

11.03.2021

15:30-16:30

Оригами

1

Ярмарки

Группа

Собеседование

16.03.2021

15:30-16:30

Лэпбук

1

Тратим разумно, сберегаем, экономим

Группа

Выставка рисун.

18.03.2021

15:30-16:30

Мастерская

1

Удачная покупка

Группа

Пед.наблюдение

23.03.2021

22 сентября 2020 в 10:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.